09 Дек 2019 18:10

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

 В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Следует обратить внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Статья 99 ЛК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Непривлечение лица к административной либо уголовной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде, что и представляет собой реализацию гражданско-правовой ответственности. Равным образом привлечение лица к административной либо уголовной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред в полном объеме. Суд в порядке исключения по отношению к причинителю-гражданину вправе уменьшить размер возмещения с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен умышленными действиями гражданина (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 78 Закона об охране окружающей среды иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет. Факт совершения ответчиком лесонарушения, выразившегося в незаконной рубке и причинении ущерба лесному фонду, может подтверждаться лесной декларацией, протоколом о лесонарушении, чертежом, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлением прокурора.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 2 ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в ч. 3 ст. 16 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Статья 8.28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается штрафом на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, а те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, - штрафом на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Уголовная ответственность устанавливается за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности.

Предметом преступления, предусмотренного статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных и принудительных работ, а также лишения свободы на срок до 2 лет.

Для лиц, совершивших указанные действия группой лиц, в крупном либо особо крупном размере, предусмотрена более строгая ответственность.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

 

Напоминаем, что о фактах обнаружения незаконных рубок деревьев в лесу, лесных пожаров, нарушений природоохранного законодательства необходимо сообщать в круглосуточную региональную диспетчерскую службу управления лесами области по телефону: 8(4722) 33-66-97 или по телефону Прямой линии лесной охраны: 8-800-100-94-00


Дата последнего изменения: 09 Дек 2019 18:15